«История транспорта» — группа из трёх самостоятельных, монументальных декоративно-скульптурных композиций в городе Тольятти. Композиции были спроектированы в 1975 году, при создании Генерального плана застройки Автозаводского района Тольятти.
Проект "История транспорта", спроектированный в 1977 году, скульпторами : А.Васнецовым (внук знаменитого русского художника В. Васнецова ) и Е.Иохелес (известный советский архитектор и градостроитель. Лауреат Государственной премии СССР . Брат пианиста Александра Иохелеса.), воплотился в бетон и камень, в 1979 г., на аллее параллельно и между центральных улиц: Юбилейной и Революционной.
Три монументально-декоративные скульптуры: "Воздушный шар", "Паровоз" и "Колесный пароход" (первые двигательные и летательные аппараты, конца девятнадцатого-начала двадцатого столетий), установленные на массивные бетонные постаменты и выполненные из кованного-черного металла, стали действительно украшением города Тольятти.
"Воздушный шар" - летательный аппарат (Шар, гондола, паруса и аэронавты), великолепная композиция, высотой в десять метров, удерживаемая якорем и будь то веревочными растяжками, чем то напоминает аппарат из романа Жюль Верна "Пять недель на воздушном шаре".
"Первый пароход" - хотя и состоит из узнаваемых деталей,гибридов пароходов-парусников девятнадцатого века ( корпус, мачта и паруса, колеса с лопастями и дымовая труба), все же более похож на фантастический парусник, на палубе которого стоят; мужчина в шляпе-котелке и женщина с солнечным зонтиком в руке.
"Паровоз" -Конечно же, сам макет паровоза немного изменен и все же...., более приближен к реальности начала становления железнодорожного транспорта, на европейском континенте тех времен. На фото, мы видим, четкое разделение элементов паровой тележки (как тогда их называли); паровой котел и топка, труба для вывода дыма, тележка с углем, массивные колеса и конечно же в основании, железная дорога.
Посмотреть карту памятников Автозаводского района города Тольятти
Примечание:
( К сожалению, дальнейшая судьба монументальной композиции "История транспорта", не совсем ясна. Земля, на которой стоят все три памятника, с 2011г. отдана в частное владение, а памятники (по решению суда) не являются